Трактат о традиционном японском театре Но (能), составленный драматургом Мотокиё Дзэами (世阿弥 元清). Труд основан на учениях отца Дзэами и описывает методы обучения актёрской игре, постановке пьес, а также объясняет эстетику Но. Книга была написана в 1402 году: это самый ранний труд о Но, а также самый старый театральный трактат в Японии.
В книге содержится множество практических наставлений о развитии театрального искусства: например о том, как следует проводить занятия в соответствии с возрастом обучающегося. Крайне интересна теория Но, в том числе описания основных сценических архетипов: женщина, старик, открытое лицо, одержимый, монах, дух воина, божество, демон.
<1>
一、この芸能においては、おおよそ七歳が初稽古となる。この頃の稽古では、子供が自然にやりだした事に、生まれもった美点が見つかるものだ。舞や働き、また謡 やいかつい動きでもよいが、なにげなくやりだしたなら、その子の心のままにやらせてみることである。こと細かに、良い、悪いと教えないこと。あまりに厳しく注意すると、子供はやる気を失い、億劫となって、能そのものが止まってしまうことともなるのだ。
もっぱら謡・働き・舞などの基本以外、やらせてはならない。込みいった物真似は、たとえできたとしても、まだ教えるべきではない。大舞台の幕開けの能には、立 たせてはならない。三番、四番目のほどよい頃合いに、得意な芸をやらせるべきである。
・・・
Мотокиё Дзэами (世阿弥 元清, 1363-1443 гг.) – японский актёр и драматург, автор учения о театральном искусстве. Родился в деревне Камидзима в префектуре Нагаока. Его отцом был Киёцугу Канъами (観阿弥 清次) – основатель театра Но. Вплоть до XX века интерес к трактатам Мотокиё Дзэами был распространён только в среде японских актёров, однако с момента первой публикации в 1909 году начались их всемирное признание и изучение.
Характеристики | |
Название на японском | 風姿花伝 |
Автор(ы) | Дзэами |
Страниц | 112 |
Формат | 190×132мм (四六判・変型) |
Обложка | Мягкая |
Язык | японский |
Страна издательства | Япония |
Страна печати | Япония |